Это наш человек!

Чернобыльская авария – 26 апреля 1986 года на четвертом энергоблоке ЧАЭС прогремел взрыв, последствием которого стало полное разрушение атомного реактора станции. На протяжении почти восьми веков Чернобыль был просто небольшим украинским городком, но после 26 апреля 1986 года это имя стало обозначать самую страшную техногенную катастрофу за всю историю человечества. Само слово «Чернобыль» несет на себе знак радиоактивности как отпечаток человеческой трагедии.
С первых дней после взрыва начались мероприятия по ликвидации последствий катастрофы, активная фаза которых продолжалась несколько месяцев, а фактически длилась вплоть до 1994 года. За это время в работах по ликвидации приняли участие свыше шестисот тысяч человек. Только казахстанцев прошло через работы на ЧАЭС около тридцати двух тысяч человек.
Одним из них был Дауренбек Ибрагимович Мынжасаров. После армии почти одиннадцать лет он трудился на стройке – возводил жилой фонд Жезказгана и Сатпаева. В этом качестве им и заинтересовались - на ликвидацию последствий аварии ЧАЭС в первую очередь забирали строителей. Обращали внимание на наличие судимостей и рождённых детей.
Судимости Дауренбек не имел, а вот детей уже успел завести, что и предопределило его дальнейшую судьбу. «Отказываться от этой работы мы не могли – за это грозил срок, как за дезертирство, - рассказывает Дауренбек. – О том, куда именно предстоит ехать нас оповестили уже перед самым поездом, когда автобусы в сопровождении милиции доставили нас – будущих ликвидаторов на разъезд под Жезказганом. Устраивать погрузку на железнодорожном вокзале тогда не рискнули. Видимо опасались побегов или выражения недовольства.»
Дауренбек Мынжасаро отправился усмирять четвёртый энергоблок в сентябре 1986 года, а вернулся домой уже в ноябре.
Слесарь-ремонтник с 1994 года. Казалось бы, всего пара месяцев жизни потрачена на опасную командировку, но последствия той поездки аукаются ему до сих пор и с каждым годом всё тяжелее.
Несмотря на мощный взрыв, основная масса содержимого ядерного реактора ЧАЭС осталось на месте разрушенного четвертого энергоблока, поэтому было решение построить вокруг него защитное сооружение, впоследствии ставшее известным, как «Саркофаг». Возведение укрытия было завершено уже к ноябрю 1986 года. На строительство «саркофага» ушло свыше 400 тысяч кубометров бетона, несколько тысяч тонн ослабляющей радиоактивное излучение смеси и 7000 тонн металлоконструкций.
Всем приезжим объяснили про опасность радиации, рассказали об аварии и о необходимых работах. Ежедневно по двести человек из числа базировавшихся в Днепродзержинске ликвидаторов отправлялись на работы к реактору. Сама работа продолжалась не больше десяти минут в день. После этого следовало бросать инструмент и бегом возвращаться обратно.
С тех пор прошло уже много времени. Дауренбек ушёл из строителей и переквалифицировался в слесари-ремонтники. В этом качестве он отработал уже двадцать два года, сначала в корпусе дробления №2 Жезказганской обогатительной фабрики, а последние семь лет на Нурказганской обогатительной фабрике. Здесь он продолжает трудиться и находится на хорошем счету, хотя по его словам, несмотря на ежегодную реабилитацию, здоровье начинает подводить.
Бывших ликвидаторов не бывает и руководство ТОО «Корпорация Казахмыс», как и профсоюзный комитет «Касип Казахмыс» ежегодно, в годовщину аварии отмечают заслуги наших земляков, благодаря их за тот вынужденный подвиг.
Владимир Одинцов.
Фото автора.